"Интервью", октябрь 2013 года
Текст: Евгений Данилов
Алиса, вопрос, возможно, банальный, но мимо него все равно не пройти: к творчеству Бориса Гребенщикова как относитесь?
С глубоким уважением. Как к нему еще можно относиться? Хотя… Сегодня мне ближе поэзия Ахмадулиной.
Что подтолкнуло вас вступить на не самую легкую актерскую стезю?
Провидение или случайность, уж не знаю. Я поступала на театроведческий факультет в Академию театрального искусства, а потом попробовала поступить и на актерский.
Поступить туда непросто, большой конкурс, но я смогла. Учиться было очень интересно, но лишь на третьем курсе я поняла, что нашла свое призвание. Я по жизни человек эмоциональный, хотя с годами моя эмоциональность прикрывается более плотными шторами. Раньше-то это был легкий тюль, а то и просто распахнутые окна.
То есть эмоциональность нашла выход в актерской профессии?
Совершенно верно. Это средство для того, чтобы рационально выплеснуть свою энергию.
Потому вы так много снимались, соглашаясь на любые роли?
Да. Мне очень нравилось играть. И сейчас нравится, именно сам процесс. В отличие
от профессионального спортсмена, которому важен результат, для меня важнее всего именно процесс, именно работа.
Движение – всё, цель – ничто, как сказал один философ.
Движение есть форма существования материи. Поэтому я всегда в движении.
А режиссеры, которые вас приглашали, какой типаж они в вас видели?
Каждый видел что-то свое. Я благодарна своим родителям за мою достаточно неординарную внешность.
Со мной, с моим лицом можно творить самые разные вещи. А поскольку я много читала и эмоционально переживала прочитанное, я подключалась к тому, что происходит с героями литературных произведений.
То есть ваш IQ выше среднестатистического?
Я не это имела в виду. Просто мне подходят роли самого разного типажа. И я в одно и то же время играла очень разные роли. К примеру, в сериале «Команда» я играла 17- летнюю девочку, только-только закончившую школу, трепетную, нежную и до потери пульса влюбленную в некоего человека, и параллельно снималась в «Водителе для Веры» у Павла Чухрая. Небольшая роль развратной разбитной девицы. Один режиссер увидел во мне нежное искреннее существо, а Павел Григорьевич решил, что я смогу сыграть женщину с развевающимися рыжими кудрями и дразнящим сексуальным смехом.
А как мама к вашему выбору отнеслась? И мама ваша – она мама- подруга, или у вас иные отношения?
Нет, она не мама-подруга. У меня со всеми моими родственниками хорошие отношения, но они все старше –братьев и сестер я не считаю. И на них я всегда смотрела и смотрю снизу вверх, нет никакого панибратства, вообще я считаю, что так и должно быть. Я не курю, но если бы я курила, я бы никогда не стала этого делать при своих родителях. Даже мысленно
такую картину не представляю. Хотя с моими родственниками у меня очень близкие взаимоотношения. Вообще же родители на мой выбор никак не повлияли, я не привыкла с ними советоваться ни по каким вопросам.
Вы человек самостоятельный.
Да, как правило, все решения я принимаю сама, особенно те, которые касаются моей жизни. И я считаю, что это правильно, потому что таким образом я сама несу за них ответственность.
«Нужно быть достойной своей фамилии»
То, что вы дочь Бориса Гребенщикова, – это вам помогает, или порой хочется дистанцироваться от «громкого» родства?
Раз судьба так распорядилась и послала мне таких родителей, значит, это хорошо. Я не могу осуждать решения Вселенной, Высшего Разума. Но фамилия, конечно, привлекает к себе внимание. И это несет и плюсы, и минусы. Я понимаю, что нужно быть достойной своей фамилии, нужно быть аккуратной. Если бы я в 16 лет, к примеру, танцевала на столах в стриптиз-барах, это никогда бы не прошло незамеченным. А если бы у меня была другая фамилия, то подобный факт мало кого бы заинтересовал.
В общем, приходится жить под увеличительным стеклом.
Именно так. У меня фамилия громкая, и любой мой поступок привлекает внимание, жить приходится под мощным увеличительным стеклом. И все, что я делаю, сразу же фиксируется.
А накануне поступления Борис Борисович никому не звонил, дабы помочь, ведь конкурс в театральные вузы огромный?
А он никогда никому из принципиальных соображений никаких звонков не делает. Просто надо знать Бориса Гребенщикова. И я его прекрасно понимаю и в этом плане поддерживаю. Представляете, он кому-то там позвонил из членов приемной комиссии, а потом пришла девочка без малейших актерских данных, которую из уважения к знаменитому музыканту приняли, а потом пять лет с ней мучились… Либо не приняли бы, и потом было бы неудобно уже перед Борисом Гребенщиковым, и отношения были бы необратимо испорчены.
Да, ситуация!
Могу сказать, что у БГ в театральной режиссуре и в мире кино есть друзья. К примеру, Сергей Соловьев и Олег Меньшиков. Но я с ними никогда не работала, поскольку как актриса я им неинтересна.
Ваши мама и папа расстались еще в 1980 году. А в дальнейшем, тем не менее, БГ в вашем воспитании участвовал?
Да, и отношения хорошие сохранялись. У папы очень внимательная и тактичная жена, Ирина.И я достаточно много времени проводила в их семье, на каникулах даже их посещала, когда они жили в Великобритании.
«Я не боялась быть смешной»
Вы начинали играть в доронинском МХАТе, но проработали там только два сезона. Почему? И какие впечатления от работы с Дорониной остались у вас в душе?
Роман был очень плодотворный, только краткосрочный. Это часто бывает в молодости. Но таково уж свойство моей натуры. Мне интересно, чтобы было ярко, но недолго. Тянет к смене эмоций, впечатлений. Тем более, Москва – такой город, который предлагает очень много возможностей. Когда я училась в театральном в Петербурге, я играла в спектакле Театра музыкальной комедии. Это был мой первый выход к публике. Но театр Дорониной – это был мой сознательный выбор, потому что только на спектакле в этом театре я плакала, со мной произошло то, что принято называть катарсисом.
Озарение…
Да. Это было, когда я смотрела у них спектакль. Еще до моего прихода туда на работу. И Татьяну Васильевну Доронину я считаю безгранично талантливой актрисой, умной, поцелованной Богом. Все два сезона, пока я находилась в этом театре, я просто была счастлива, когда видела ее на сцене. Я много ходила на спектакли театра, по нескольку раз смотрела спектакли, в которых она играла. Тайком даже посещала ее репетиции. Смотрела, как она работает. Это было очень интересно. Но кроме нее в то время там было еще несколько очень хороших актеров из самого первого выпуска Школы-студии МХАТ. Я их еще застала. Для меня этот период был продолжением школы. Любую свою работу я воспринимаю как обучение. Но вот здесь у меня было полное ощущение, что рядом со мной очень тонкие, очень чувствительные и горячо любящие свое дело люди.
И все же вы ушли.
Ушла, но уж никак не из-за материальных проблем. Сериальные съемки у меня возникали, но не из-за того, что нужен был заработок. Мне было интересно работать в кино, и, по счастью, моя запоминающаяся внешность и повышенная эмоциональность пошли мне в плюс. Я не боялась быть смешной в кадре, мой юмор и моя легкость привлекали людей, работающих на телепроектах. Поэтому меня приглашали на самые разные роли. А ушла я, повторюсь, потому что Москва – город больших возможностей, и мне было интересно попробовать что-то еще.
А на «Ледниковый период» почему вы согласились? Это же очень тяжело для дилетанта – встать на коньки…
Фигурным катанием я раньше никогда не занималась. Но я очень люблю заниматься чем-то, чего я не умею. Пробовать что-то новое. Заниматься чем-то на сопротивление, преодолевать себя и пытаться прыгнуть выше головы. И потом, это было очень красиво.
Публика смотрела открыв рот. Миллионы постоянных телезрителей.
Да. К тому же на «Ледниковом периоде» была очень высокая концентрация талантливых людей. Это очень важно. Талантливых, работоспособных, и благодаря тому, что там не было равнодушных, проект и заиграл. Я ведь знаю, что обычно происходит на ТВ на подобных проектах и как они организовываются. Все телешоу – это поточное производство.Все, кроме «Ледникового периода». Какие-то программы зритель смотрит лучше, какие-то хуже. Но души в этом практически нет. Для всех сотрудников это работа.
Способ заработать на жизнь.
Да. А в «Ледниковом периоде» душа была, чувства, жизнь и дыхание. Поэтому я с большим увлечением во всем этом участвовала и получала ни с чем не сравнимое удовольствие. Это транслировалось зрителям, и уже вроде бы и много времени прошло, но зрительская любовь сохраняется. И мне многие люди напоминают, как я каталась, как это было прекрасно и какая я молодец! Мне это очень приятно, потому что я сама не воспринимала этот проект как свою работу, а воспринимала просто как подарок судьбы.
А научиться кататься было легко, были ли травмы? И когда было легче: в 2007-м с Алексеем Тихоновым или в сезоне 2009 года с Максимом Стависким?
Это все не может быть легко. Это очень тяжело и очень больно. Я тоже падала, как и все, и потом ходила израненная, в бесконечных синяках и ссадинах. Была масса неприятных последствий. Ну и что? Это же ничего не значит. И оба сезона были тяжелые. Когда я участвовала во втором «Ледниковом периоде», у меня был грудной ребенок, Алеша. Ему только годик был. К тому же параллельно шли съемки телесериала в Киеве, где я играла главную роль, работа отнимала очень много времени, так что Максим Ставиский даже ко мне приезжал в Киев.
Чтобы тренироваться?
Ну разумеется. Сегодня я с ужасом вспоминаю расписание того времени, потому что в 7 утра я вставала, к 9 уезжала на съемки, в 21:00 заканчивала,возвращалась домой вместе с сыном, поскольку на съемки Алеша ездил со мной. А потом у нас с Максимом были ночные ледовые тренировки. Если везло, в 23:00. Либо в час ночи.
Жесткий график.
Да. Бывали дни, когда я просто вообще не спала, а съемки в телесериале «Вера. Надежда. Любовь» были очень напряженные и изматывающие. И эмоционально, и физически для меня это было очень тяжелое время. Но если бы я заранее знала, как это все будет, я бы от коньков точно не отказалась. Может быть, я отказалась бы от съемок в сериале, хотя…Скорее всего нет, а еще раз прошла бы этот путь. Несмотря на все сложности.
«Я верю в брак»
Ваш сын уже творчески заточенный подрастает?
Характером он очень похож на меня. Очень коммуникабельный, веселый. И я полагаю, что сыграло свою роль то обстоятельство, что очень много времени, с самого раннего детства Алеша проводил и проводит со мной. Я его брала на самые разные встречи, он со мной ездил и на тренировки «Ледникового периода», и на репетиции, и на выпуск спектаклей. Я его дома не оставляла.
И чужие тети и дяди отпрыска уже не пугают?
Не пугают. Няни у нас нет, с Алешей моя мама сидела. Плюс и другие родственники помогают. Мой сын привык уже быть в центре внимания. Недавно мы с ним ходили на детский интерактивный спектакль, где нужно было прочитать стихи. Так Алеша вызвался первым и громко, четко, хорошо поставленным голосом их прочитал. Но вообще-то в остальном он обычный ребенок, никаких актерских или музыкальных наклонностей у него нет. Хотя он очень любит фотографировать.
Что вы говорите!
Поскольку у него папа фотограф и оператор, то это и неудивительно. С генами передались,видно, профессиональные навыки.
А как сегодня, если не секрет, складываются отношения с вашим бывшим гражданским мужем? Он в воспитании ребенка участвует?
Безусловно, какие-то отношения существуют. Но они весьма далеки от идеала.
Есть кризисные периоды в любом браке. 5-й год, 7-й, 11-й. Для вас 5-й год оказался критическим. А есть способы сохранить отношения, чтобы брак не треснул как старый горшок?
Желание сохранить отношения – больше ничего. Если люди хотят сохранить отношения – они их сохранят. А если не хотят – не сохранят ни при каком раскладе. Только обоюдное желание.
Многих женщин после развода ни за какие коврижки невозможно заставить еще раз вступить в брак. Приходящий друг – может быть, да. Постоять в ЗАГСе под марш Мендельсона – спасибо, нет. А каково ваше отношение к проблеме?
Официально я замужем ни разу не была, поэтому у меня нет никаких предубеждений.
А как вы в принципе к браку относитесь?
У меня уважительное отношение к браку, и я верю в брак. Просто человек должен иметь пару. А пара должна выбрать для себя наиболее удобную форму сосуществования. Но норм тут никаких нет. Я лично знаю массу семей, которые нашли свои формы сосуществования. Вовсе не обязательно, чтобы люди все время жили вдвоем в одной квартире. У некоторых моих подруг мужья работают в других городах. Иногда так складывается ситуация.
Актеры постоянно на длительных съемках.
Да, среди моих знакомых очень много актерских пар. И очень часто то один, то другой член семьи уезжает в длительные киноэкспедиции. Но при этом и любовь сохраняется, и семьи не разваливаются. Актеры вспыльчивые люди, нестабильные, эмоционально возбудимые, так что дни и недели разлуки, возможно, идут им лишь на пользу. Просто нужно хотеть быть вместе и быть способными на компромисс.
«Жизнь есть только сейчас»
А хобби, пристрастия имеются у популярной актрисы?
А то как же! Я очень люблю готовить, и, когда у меня есть возможность, я люблю что-то печь. Даже на репетиции и спектакли своим коллегам плоды своего кулинарного искусства приношу. Кексики- вкусняшечки, шарлотки, пироги.
Еще на что-то время находите?
Когда есть возможность, я очень люблю ездить на велосипеде. Тем более что живу за городом – есть где кататься. Разумеется, когда нет снега. Встаю пораньше, в 6 утра, минут 40 поезжу, а потом везу ребенка в детский садик.
Машина для многих становится членом семьи, живым существом. А как у вас?
Я права получили в 2005 году и к машине своей отношусь трепетно. Дороги у нас не как в Америке, весной и осенью их еще размывает,поэтому у меня внедорожник. У меня, как и у многих артисток, в машине целый гардероб. Косметички, чемоданы, чего только нет.
А в пробках московских чем занимаетесь – учите роли?
В дороге я очень часто учу тексты: поэтические, но иногда и прозаические. Пьесы. Так
у меня не всегда есть время, а в пробках время появляется. Тем более, в них я почти каждый день стою. Ну и по телефону часто разговариваю, другого времени для этого у меня не
находится. В выходные дни я обычно звук отключаю и к телефону не подхожу. Дома, в нерабочее время я принадлежу только своей семье.
Актеры люди нервные. А у вас депрессии часто бывают?
У меня нет депрессий. Просто в какой-то момент я поняла, что мне неинтересны депрессии, а интересно движение. Движение моментально устраняет депрессию.
Не хотите поделиться рецептом душевного равновесия?
Будьте внимательными к людям, которые вас окружают. Потому что в наших близких наше спасение. У меня лично перестали возникать какие бы то ни было депрессии, потому что на них просто нет времени. Но важно, кроме все- го прочего, чтобы рядом был человек, на
котором ты можешь сосредоточиться. И маленький ребенок просто создан для того, чтобы ему уделяли все свое внимание, посвящали всю свою жизнь. Как только ты начинаешь думать о ком-то другом, у тебя и в мыслях не возникает желания погрузиться в свои рефлексии и в свои, часто надуманные, проблемы.
Но ведь актеры – это же особый психотип. Профессия эта требует всего тебя. Так как же вам удалось встать выше этой профессии?
А просто я люблю жизнь. И не хочу ее тратить на тоску. Надо жить тем, что есть здесь и теперь. Я это недавно поняла. Нет жизни где-то там и завтра. Жизнь есть только сейчас.
«Есть только миг…» – как поется в известной песне.
Да. И это понимание очень помогает не впадать в депрессию. Я своему сыну объясняла как-то, что вечером я поеду на работу. И что меня не будет. И он рано утром начал плакать. А я ему сказала: «Алеша, не надо плакать о будущем. Радуйся настоящему. Сейчас мама рядом с тобой, в эту минуту ты сидишь у мамы на руках. Так зачем же ты плачешь, когда рядом с тобою мама?» А он мне: «Но ты же уйдешь, тебя же вечером не будет?» А я ему ответила: «Конечно, поэтому и надо пользоваться моментом, когда мама рядом». Потом мы с ним пошли гулять, заниматься домашними делами. И это именно то, чему я учу Алешу, и то, что я не устаю повторять своим подругам.
А подруги к вам часто прибегают за помощью, за советом, за утешением?
Раньше очень часто прибегали. Просто сейчас мы стали взрослее, у всех свои семьи, мы общаемся редко. Но когда общаемся, то они у меня часто спрашивают совета. Мол, как поступить в данной конкретной ситуации?
Потом слушают и поступают с точностью до наоборот?
Да нет, обычно слушают и берут с меня пример. «Да, Алиса, какая же ты молодец. Вот бы нам тоже так сделать!» – говорят они мне. Потому что радость – заразительна. Просто нужно найти в себе силы и не жалеть себя.
ДОСЬЕ
Алиса Гребенщикова
РОДИЛАСЬ 12 июня 1978 года в Ленинграде. Дочь рок-музыканта, лидера популярной группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова и инженера-экономиста Натальи Козловской.
СНИМАТЬСЯ В КИНО начала в 19 лет. Первой картиной стала «Американка» Дмитрия Месхиева.
СЫГРАЛА БОЛЕЕ 50 РОЛЕЙ в кино и телесериалах, среди которых «Водитель для Веры», «Ванечка», «Любовь-морковь», «Ундина», «Вера, Надежда, Любовь» и другие.
ДВАЖДЫ УЧАСТВОВАЛА в проекте Первого канала «Ледниковый период». Периодически ведет программу Михаила Ширвиндта «Хочу знать», а также программу «Город для детей» на телеканале «Мать и дитя».
ВОСПИТЫВАЕТ сына Алексея 5 лет.
|