«Аэропорт Пермь», март 2013-10-04
Текст: Георгий Ютов
Одно из центральных событий прошедшего фестиваля «СловоНова» — поэтический спектакль «Без меня». Андрей Родионов, Алиса Гребенщикова и Вера Полозкова читали под музыку Баха стихи ушедших поэтов — Бориса Рыжего, Егора Летова и Беллы Ахмадулиной. Алиса Гребенщикова рассказала журналу «Аэропорт Пермь» о своих любимых поэтах и современном театре.
Вы недавно вернулись из Лондона, где вместе с актерами «Политеатра» выступали на литературном вечере в книжном магазине. Как вас приняли?
Это было интересное литературное представление Russian Poets At Waterstones (Waterstones — крупнейший лондонский книжный магазин с отделом русской книги, — прим. ред.), в котором прозвучали стихи Бродского, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Полозковой и Быкова. Я и Паша Артемьев были их голосами. Были не только русские зрители, которые с пиететом относятся к поэзии, но и англичане. Прозаическая часть вечера шла с синхронным переводом, а переводы стихов — в виде титров на экране. Англоязычная публика имела возможность услышать мелодику русского стиха и в то же время понять их смысл. Принимали нас удивительно тепло, внимательно и деликатно слушали. И долго не хотели отпускать.
У вас есть поэтическая программа «Серебряные нити», в которой вы читаете поэтов Серебряного века. Вам какая поэзия ближе — классическая или современная?
Я выбираю тех поэтов и те произведения, которые находят отклик в моей душе. Мне нравится лирика интеллектуального толка. Очень люблю Блока, а в последнее время увлеклась Ахмадулиной. Как-то раз я поделилась с Эдуардом Бояковым (режиссер «Без меня», — прим. ред.), что зачитываюсь стихами Ахмадулиной. А он мне написал, что хочет сделать в Перми спектакль с произведениями Бориса Рыжего, Егора Летова и Беллы Ахатовны. Так наши симпатии пересеклись в пространстве.
Ваш актерский образ называли funny girl. В одном из интервью вы признавались: «я как приверженец легкого жанра на серьезных спектаклях быстро устаю»...
Я человек с высоким процентом иронии и самоиронии. Через иронию и юмор мне легче воспринимать происходящее. Но в театральных спектаклях мне посчастливилось играть и вполне серьезные роли — например, Джульетту.
В последнее время вы сотрудничаете с театром «Практика» и «Политеатром». Насколько то, что вы делали до этого, отличается от ваших нынешних ролей?
Наверное, это процесс взросления. Мне нравится работать с Эдуардом Бояковым, он «подтянул» в театр интересных людей. Я вообще сложно отношусь к драматическому театру, потому что там очень много фальши и псевдотеатральности. Меня это очень сильно ранит как человека, который любит искренность. А практически во всех драматических театрах есть высокий процент условности. Именно поэтому я говорила, что не люблю серьезных спектаклей. А у Боякова хороший вкус.
Что такое хороший вкус?
Чувство меры. В процентном соотношении у театра «Практика» больше хороших спектаклей, чем у любого другого. А еще важно, что там много живых мыслящих людей — режиссеров, художников, актеров. Там работают приятные люди, а это так важно —проводить свою жизнь с людьми, которые могут тебя чему-то научить, от которых ты можешь взять что-то полезное!
Про театральных деятелей все понятно. А что может дать театр мне — зрителю, современному человеку?
Знаете, иногда человеку хочется сладких блинчиков, а иногда суши с имбирем. Иногда нужны спектакли, чтобы человек задумался над тем, что происходит в сегодняшнем мире, что нужно сделать так, чтобы эта жизнь изменилась. В «Политеатре» есть спектакль «Выбор героя» — антиутопия, действие которой происходит в недалеком будущем, но очень тесно связано с теми социально-политическими реалиями, в которых мы живем. После спектакля зрители оставались на обсуждение. Кто-то говорил, что мы и так все знаем, зачем нам это показывать, а кто-то — какие вы смелые, что можете нам это показывать. То есть, в любом случае, люди не оставались равнодушными и долго еще мысленно жили с нашим спектаклем. А иногда бывают дни, когда человеку просто хочется посмотреть «Жизель». В Перми идет этот балет?
Да, идет.
Вот хочется, чтобы музыка и актеры тебя увели в другой прекрасный мир. Поэтому я очень люблю классический балет.
Для актера ведь не типично рассуждать про социально-политическую ситуацию в стране. Я до этого думал, что актер как медиум — проводник чужой
воли.
А одно не исключает другого. Я ведь живу не в параллельном мире, а хожу по улицам. И у меня есть свое мнение по поводу того, что происходит в стране. Не очень правильно оценивать меня только как актрису. Если бы меня попросили охарактеризовать себя, я бы не сказала: «Я — актриса!».
А кто вы тогда?
Я ищущий человек, эмоциональность которого часто используется в сценических и кинематографических реальностях.
|