«Вояж», №172
Интервью: Павел Литвиненко
Алиса Гребенщикова родилась в Ленинграде, еще в школе увлекалась журналистикой и работала в подростковой редакции газеты «Пять углов». Позднее окончила факультет драматического искусства Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства и поступила в МХАТ им. М. Горького по приглашению Татьяны Дорониной. В кино дебютировала в 19 лет – в фильме Дмитрия Месхиева «Американка». Дальше – больше: за главную роль в картине «Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке» Элины Суни получила приз «Лучшая женская роль» на кинофестивале «Улыбнись, Россия!», потом стала лауреатом премии «Молодежный триумф». Завоевала приз в проекте «Ледниковый период». Много играет на сцене, отдавая предпочтение реализму театра «Практика», ведет программу на канале «Мать и дитя» и обожает путешествовать.
Разные люди, отправляясь в путешествие, ставят перед собой разные задачи – мир посмотреть, себя показать…Зачем путешествуете вы?
Я люблю движение ради движения. Вот, например, этим летом, после того как сыну исполнилось пять лет, мы много ездили. Мне очень нравится, когда ты несколько часов едешь на машине, вокруг – просторы, а над тобой – большое небо. Несмотря на то, что я живу за городом, мне все равно нужны открытые пространства. И мне нравится, чтобы пейзаж вокруг часто менялся. Не помню, когда я последний раз просто лежала на пляже. Конечно, с появлением ребенка мы часто стали ездить на море, но и этот отдых тоже не вполне статичен. Если нет возможности поехать куда-то на машине, есть велосипед.
Какой была ваша самая недавняя поездка?
Как это ни смешно, я ездила в Петербург. Это была семейная поездка на машине. На второй день путешествия мой ребенок сказал: «Да, лучше бы мы все время жили в этом Петербурге». А до того летом, у нас была Калуга, Селигер.
Вам больше нравится ездить по России, чем путешествовать за границу?
Ну, в данном случае, это был сознательный выбор. Огромное количество моих личных поездок связано с пересечением границы – я еду, чтобы узнать что-то новое. И в какой-то момент я поняла, что это не совсем правильно – у нас очень много всего интересного. Кроме того, есть и еще одна причина, она относится к воспитанию ребенка: я хочу, чтобы он понял – чтобы увидеть что-то интересное, не обязательно ехать далеко. Недавно, например, мы ездили в небольшое путешествие по усадьбам – в Мелихово, в Поленово, а потом – на Архферму (это территория бывшей фермы, которую приводит в порядок компания молодых архитекторов). И дети были счастливы, и я была очень довольна, в том числе и потому, что ребенок понял: отдых – это не только шик-блеск. Я радовалась, что ему это понравилось. Или, например, в нашей поездке на Селигер тоже не было никаких особых роскошных условий, кроме красоты природы… Хочется, чтобы дети не придавали комфорту большого значения.
А что вам может испортить отдых?
Масса вещей. Я, например, очень быстро устаю от большого скопления народа. Когда вокруг толпа, я не успеваю сосредоточиться на том, что вижу. Я слышу, о чем они разговаривают; каждый из них проходит мимо со своим запахом, своей энергетикой. Я не могу понять, как люди получают удовольствие от того, что им сопят в пятку.
Хватает времени на отдых?
Зависит от сезона. Естественно, когда театральный сезон в разгаре, сложно выбрать какие-то дни. Но я все равно стараюсь регулировать и организовывать свою занятость и, составляя график, беру в расчет, что в какой-то момент мне станет тошно, и одного отсыпного дня на даче будет мало. Но надо сказать, что и по работе я бываю в очень интересных местах и получаю множество впечатлений. По работе я тоже люблю ездить.
А вот как раз сезон начинается – чего от вас ожидать, кроме новых поездок?
Планов, как говорится, громадье, но они все несколько подвешенные. Начнем с телевидения – есть канал «Мать и дитя», и там я веду программу «Город для детей», о детском досуге. Мы уже объездили Москву и Подмосковье и теперь решили расширяться. У нас уже была очень интересная командировка в Екатеринбург, куда мы ездили с моим сыном (он тоже участвует в телепроекте). Вы представляете, в Екатеринбурге есть крокодиловая ферма! В общем, с этой программой мы планируем путешествовать и по России, и, возможно, куда-то дальше.
А театр, искусство?
Искусство вечно… Что касается театра, мы продолжим показывать спектакли «Политеатра». Например, спектакль «Вера Полозкова: избранное» в постановке Эдуарда Боякова, который мы повезем в Воронеж, Баку и в другие города. Или «Счастливые шестидесятые», по текстам Вознесенского и Ахмадулиной. Я очень рада, что мы поедем с этим спектаклем, потому что он мне дорог – я очень люблю поэзию Беллы Ахмадулиной. Хотя «люблю» – неправильное слово. Думаю, что если бы я умела писать стихи, я бы писала их. И мне очень дорога возможность делиться со зрителями тем, что люблю. Новое, конечно, тоже будет, но пока рано говорить – еще нет премьерных дат. Но вот мы сейчас… даже не репетируем, а сочиняем с авторами фильма «Интимные места», Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым, историю. Алексей написал пьесу, которую Наташа ставит как режиссер. В пьесе заняты два человека – я и Никита Тарасов. В этой пьесе есть основная часть, которая уже существует, и есть еще одна часть, над которой мы как раз сейчас работаем. Мы сидим, читаем, а рядом – драматург, который использует наши мысли, наши слова, реакции, дневники, чтобы вытащить что-то важное и нужное. Очень увлекательная работа, которая занимает много места в моей голове. Есть еще много планов, о которых рано говорить.
Алиса, тебя не так часто, как других популярных артистов, можно увидеть в рекламе, однако есть компания, которой ты отдаешь предпочтение. Почему?
Я начну издалека. Меня порой ставит в тупик публичность моей профессии. Потому что я не очень понимаю, как нужно себя вести в присутственных местах. Например, если ты приезжаешь на кинофестиваль, тебе необходимо пройти по дорожке, и ты как бы олицетворяешь собой успех, счастье, излучаешь доброту – это такой образ, работа. Так получилось, что твое присутствие на фестивале в качестве ходока по дорожке кому-то нужно. Значит, надо честно делать эту работу. И вот в таких ситуациях я теряюсь. На Западе есть институты звезд, мы на это смотрим, хотим соответствовать, но нам до них еще очень далеко. Короче говоря, твой статус накладывает на тебя некие обязательства в момент присутствия на публичных мероприятиях – ты должен быть красиво одет, аккуратно причесан и должен выглядеть так, как выглядят иностранные артисты в подобных случаях. А я совершенно не понимала, как все это можно воплотить в жизнь, пока, собственно говоря, благодаря проекту «Ледниковый период» в моей жизни не появилась компания BOSCO.
Наше сотрудничество началось со спортивной экипировки, и в какой-то момент я поняла, что это просто очень удобная спортивная одежда. Мне в ней комфортно. Друзья относятся к этому с иронией, но это действительно так. А потом появился каток на Красной площади. Опять возвращаюсь к ребенку – мне очень хотелось, чтобы сын впервые встал на лед именно на Красной площади. Это очень красиво, очень эффектно – такое воспоминание, которое, думаю, останется на всю жизнь. И общую торжественность момента мы с Алешей ощутили. Я часто прихожу зимой на этот каток и вижу огромное количество счастливых людей. Даже у меня, у взрослого человека, возникает ощущение восторга, когда вечер, снежинки кружатся, играет какая-то ретро-музыка, Спасская башня… И вот этот праздник тоже делает компания BOSCO.
|